Все материалы сюжета
Мусора.нет
Представители ОНФ провели анализ старта так называемой «мусорной реформы» и определили, что в ряде регионов есть недобросовестные операторы. Соответственно, за реализацией данного мероприятия надо следить особенно тщательно.
Фото: Александр Переверзев
/ АиФ
На пресс-конференции Общероссийского народного фронта озвучили доклад, посвященный «мусорной реформе» и ее реализации в стране. По словам представителей фронта в ряде регионов, а таких около 20, операторы неправильно поняли свои обязанности. Поэтому специалисты общественной организации рекомендуют губернаторам тщательнее проводить конкурсы и повторить их в некоторых случаях.
Старт реформы
«Мусорная реформа» стартовала в России 1 января 2019 года сразу в 70 регионах. Важнейшей задачей новой системы было создание современной отрасли, занимающейся сбором, обработкой и утилизацией твердых коммунальных отходов. Также планировалось, что подобная реформа приведет к искоренению полукриминального рынка бытового мусора и поможет восстановить нарушаемое регулярно экологическое равновесие.
Согласно нововведениям, ответственность за обращение с отходами перешла к крупным региональным операторам. Их предварительно отбирали региональные правительства по конкурсу. Президент страны Владимир Путин поручил представителям фронта следить за ходом реализации реформы. Активисты организации пообещали подвести итоги первых месяцев и вот сейчас представляют свой доклад на эту тему.
Сбор сведений
Для сбора данных в ОНФ была открыта круглосуточная горячая линия для приема обращений от граждан по проблемам, связанным с новой системой. За месяц работы горячей линии на нее поступило 4045 звонков. Больше всего обращений — из Белогородской, Ивановской, Костромской областей.
В числе основных жалоб, с которыми столкнулись общественники, были несогласия с тарифами, неудовлетворенность процессом сбора мусора, отсутствие необходимой инфраструктуры.
Молодежь фронта параллельно провела свои рейды (всего их было 249, причем 55 по следам обращений на горячую линию фронта) в 32 субъектах страны. В рамках этих рейдов были проверены 42 крупных предприятия, занимающихся переработкой и хранением отходов. Кроме того, активисты проверили и придомовые площадки, наличие или отсутствие на них должного количества баков и т.д.
Проверка данных
По итогам собственного аудита торгов эксперты ОНФ выяснили, что ряд региональных операторов по обращению с отходами не имеет ни одного сотрудника в штате, их уставной капитал от 10 до 20 тысяч рублей и отсутствует прибыль за 2017 год. Если изучать среднесписочную численность работников, то получаются следующие результаты у 142 операторов: в штате 5 (4%) региональных операторов отсутствуют работники, у 15 (11%) региональных операторов (15 зон в обслуживании) есть только 1 работник.
Учитывая такие данные, ОНФ просит губернаторов этих регионов провести новые конкурсы.
Кроме того, важным является и вопрос двойных платежей. Такие отметились в 32 городах России. В них плата за вывоз ТКО не была исключена из графы по оплате жилищных услуг. При этом дополнительная строчка появилась. В результате оплата комуслуг либо осталась на прежнем уровне, либо заметно подросла.
Также анализ показал, что только 53 региона из 72 изученных предусмотрели в своих региональных программах частные инвестиции в формирование мусороперерабатывающей инфраструктуры. В этом плане показательным является тот факт, что в 16 регионах бюджетное финансирование равно или превышает внебюджетное финансирование. К таким субъектам относятся Республика Калмыкия, Чувашская Республика, Хабаровский край, Астраханская, Иркутская, Калужская, Ленинградская, Саратовская и Тамбовская области. Это говорит о том, что в этих субъектах введение новой системы обращения с ТКО будет проводиться фактически за счет бюджета.
Из числа недочетов эксперты ОНФ также выявили несколько сомнительных торгов. Также их внимание привлек тот факт, что в данной сфере был низкий уровень конкуренции — среднее число участников торгов 1,53.
Предложения по улучшению
По итогам доклада ОНФ составил и отправил в Правительство РФ ряд предложений. В частности, общественники настаивают на внесении изменений в Федеральный закон № 89-ФЗ, закрепив обязанность по обустройству и содержанию контейнерных площадок за региональными операторами. Таким образом, решится проблема с «витриной мусорной реформы», за работу с мусором с первой до последней мили будет отвечать регоператор. Кроме этого общественники просят Правительство РФ подготовить и провести в сельской местности переход на тариф за обращение с ТКО исходя из фактического объема потребления услуги.
Комментариев нет